Публичный отчет МОУ ООШ с.Матчерка за 2012 учебный год |
Публичный отчёт работы МОУ ООШ с.Матчерка
за 2012 учебный год
В нашей школе в 2011-2012 учебном году обучалось 64 человека, в том числе, в начальных классах-31 человек и в основном звене – 33 человека.
Педколлектив состоял из 10 человек.
Все учителя нашей школы имеют высшее образование, что составляет 100% , из них высшую квалификационную категорию имеют 6 человек(60%), 1-ую - 4 человека, или 40%.
Средний педагогический стаж нашего коллектива свыше 22-х лет.
Проблема, над которой работала наша школа в 2011 -2012 учебном году, - «Развитие познавательной деятельности учащихся»
Работая над данной проблемой, педколлектив добивается определённых успехов в развитии интереса у учащихся к учению и ,как следствие, повышении качества знаний учащихся.
Повышению качества знаний способствует повышение эффективности урока с применением современных методов и технологий. И такая задача ставилась перед нашим коллективом.
Все наши учителя работают творчески и применяют современные технологии. С применением компьютера проводят уроки Бекренёва Н.В., Пимкина А.В., Савина В.И., Волкова В.Н., Шачнева Л.С. Афанасова Т.Я.применяет на своих уроках исследовательский метод обучения детей.
Проходили открытые уроки по графику. Настоящий мастер-класс показала нам Савина Вера Ивановна урок русского языка, где очень умело сочетались игра , творчество детей, теоретические сведения, методы активного и частично интерактивного обучения. Уроку была дана самая высокая оценка .
С применением методов активного обучения прошёл очень увлекательный урок физики у Богатырёвой З.И.
Очень актуальные проблемы решали ученики 8 класса на уроке географии под руководством Волковой Валентины Николаевны.
Шачнева Любовь Степановна, Пимкина Александра Васильевна на своих уроках учат бережному обращению со словом, культуре общения.
Афанасова Татьяна Яковлевна использует в своей работе межпредметные связи, что позволяет детям легче усваивать изучаемый материал.
Волкова Валентина Николаевна применяет на своих уроках богатый краеведческий материал, что способствует воспитанию учащихся на культурных традициях своей малой родины.
На высоком методическом уровне проводились предметные недели по математике, по русскому языку. Надолго запомнится театрализованная математическая игра, которую провела Богатырёва Зинаида Ивановна. А на КВНе у Волковой Валентины Николаевны был такой азарт, что участники игры не хотели уходить, просили всё новых заданий, а зрителям в зале просто не хватало места.
Предметные недели, как и открытые уроки не только делают школьную жизнь детей разнообразней, развивают интерес к учебным предметам, способствуют повышению качества знаний учащихся, но и помогают реализовывать творческий потенциал учителя.
По итогам года, у нас 1 отличник, 20 человек обучаются на «4» и «5».
Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в районных предметных олимпиадах. В 2011 -2012 учебном году дети участвовали в олимпиадах по биологии и по русскому языку. Кургина Катя, ученица 9 класса, заняла первое место на районной олимпиаде по географии.
В 2011-2012 учебном году в школе работало методическое объединение учителей –предметников. Оно решало актуальные проблемы нашей школы, в частности, вопросы здоровьесбережения детей. Классные руководители проводят мониторинг здоровья детей. Постоянно осуществляется строгий контроль за посещением уроков, в результате снизилось число пропусков.
Все учащиеся нашей школы на 100% обеспечены учебной литературой,79% составляют учебники библиотечного фонда.
Прохождение программного материала составляет 100%.
В 2012году основной целью воспитательной работы являлось: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, готовой к созидательной деятельности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению; ориентированной на творчество, на самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, личным достоинством.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
Задачи:
-формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга;
-усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса в школе;
-организация психолого-педагогической помощи учащимся;
-повышение эффективности работы по воспитанию патриотизма, гражданственности, стремления к здоровому образу жизни;
-создание условий для самореализации личности каждого ученика, оказание помощи в жизненном самоопределении.
-организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с интересами учащихся, организация работы с одаренными детьми.
Воспитание осуществлялось с помощью:
-уроков общеобразовательного цикла;
-внеклассной деятельности;
-внешкольной деятельности.
Воспитательная деятельность включала в себя следующее:
-общешкольные праздники;
-развитие ученического самоуправления;
-дополнительное образование;
-создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
-социальную работу;
-совершенствование работы классных руководителей;
-физкультурно-оздоровительную работу.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
Укрепление связи семьи и школы
В этом направлении были изучены семьи учащихся, их социальный состав:
Неполные семьи - 12
Многодетные семьи - 5
Малообеспеченные семьи - 18
Семьи с детьми- инвалидами - 1
Семьи с опекаемыми детьми - 1
В ходе изучения социального состава семей было выявлено
- снижение наполняемости классов из-за общего снижения уровня рождаемости;
- уменьшение количества многодетных семей;
- увеличение числа неполных семей;
- рост количества малоимущих семей.
Выявлены и поставлены на учет как неблагополучные семьи – 2 семьи
В 2012году были организованы и проведены внеклассные мероприятия с привлечением родителей:
Савина В.И.проводила мероприятия к праздникам 8 Марта, День защитника Отечества, День матери с приглашением родителей.
Волкова В.Н. проводила классный час о вреде курения с приглашением Володина С.М, а на классном часе «Горячее питание в школе» приглашала с беседой медсестру Пимкину В.А.
Пимкина А.В. часто проводит внеклассные мероприятия, на которые приглашаются родители, например: классный час «Загляните в мамины глаза».
Важная роль отводится работе с родительской общественностью. В 2012году большая работа классными руководителями проведена с родителями по организации горячего питания в школе. Вопросы о питании неоднократно рассматривались на родительских собраниях.
При проведении родительских собраний классными руководителями для рассмотрения выбирались наиболее необходимые и актуальные темы:
- Шачнева Л.С. «Роль здорового образа жизни для пятиклассников», «Несовместимость вредных привычек с правилами здорового образа жизни. Ответственность родителей», «Роль компьютера в жизни школьника».
- Волкова В.Н. «Как помочь ребенку в обучении», «Профилактика здорового образа жизни», «Вредным привычкам скажем «НЕТ! - Савина В.И. «Как помочь ребенку учиться», «Социально-психологические факторы подростковой агрессивности».
- Пимкина А.В. « Заповеди воспитания»
В течение года велась работа с родителями, целью которой было дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей по социальным вопросам,
вопросам педагогической коррекции, складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, родительские лектории, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья.
Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать – уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди детей и подростков, необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.
В 2013 году особое внимание уделить работе родительского всеобуча, администрации школы поставить на контроль организацию работы с родителями, эффективность которой помогает решить ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся
Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществлялось согласно программе «Здоровье» по трем направлениям:
- профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;
- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- информационно—консультативная работа – классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования, работа спортивных секций.
С целью укрепления здоровья детей учащимися школы проведена социальная акция по озеленению школы. В ходе акции ученики каждого класса подарили школе цветы в горшках, которые были размещены в кабинетах: биологии, русского языка, рекреации начальных классов.
Ко Дню отказа от курения членами школьного самоуправления государства «Милосердие» проведена акция «Меняй апельсин на никотин», круглый стол «Эта губительная сигарета», с приглашением сотрудников КДН.
С целью повышения интереса к физической культуре и здоровому образу жизни, учителя начальных классов целенаправленно внедряют спортивно-оздоровительные мероприятия (марафон по физкультуре, спортивные
соревнования с участием родителей). Для учащихся 1-9 классов в системе проводится организованная физкультурная зарядка, под руководством учителей – предметников.
Традиционными в школе стали дни здоровья, которые проводятся весело, дружно. Проведение спортивных мероприятий возлагается на преподавателей физкультуры. Осенью 2012 года проведена неделя физкультуры, где команды 1-9 классов смогли попробовать свои силы и посостязаться в различных спортивных играх.
Наиболее серьезное внимание уделяется здоровью школьников в летнее время. Учащиеся школы могут отдохнуть в летнем оздоровительном лагере «Светлячок».
Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся поставлена на хорошем уровне, но следует уделять больше внимания просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни, активизировать работу отдела здоровья и спорта ученического самоуправления, штабов «Здоровье» , классных самоуправлений для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья, создать творческие группы на уровне классных коллективов с выходом на общешкольный по пропаганде здорового образа жизни, продолжить информационно-консультативную работу для родителей с привлечением специалистов.
Гражданско-патриотическое воспитание
Одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию велась согласно плану работы школы в соответствии с программой «Патриотическое воспитание учащихся». Школа принимает активное участие в развитии работы краеведческого музея, летописи родной школы. В феврале традиционно проходит месячник героико-патриотической работы. Прошел традиционный конкурс для 7 – 9 классов «А ну-ка, парни!».
Подготовка к празднованию Дня Победы в ВОВ способствовала воспитанию гражданских качеств личности, таких как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважения, интерес к военной истории Отечества. С большой гордостью ученики 8- 9 классов приняли участие в почетном карауле у памятника на 9 Мая. В школе проводилась традиционная работа – уроки мужества, Вахта памяти, конкурсы рисунков и сочинений, посещение ветеранов. К годовщине ВО войны учащиеся школы участвовали в трудовой акции по благоустройству территории села, школы , памятника.
Школа уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию, которое осуществляется на должном уровне. Однако в 2013 году следует акцентировать внимание на работу школьного музея краеведения, для чего необходимо разработать целевую программу «Исток».
Формирование нравственных основ личности и духовной культуры
Классными руководителями в течение года проведена серия ситуационных классных часов, занятий-тренингов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности учащихся: социальная акция «Мы – будущее России» под руководством Волковой В.Н , концерт- поздравление для мам ( в начальной школе, в 6 классе), фестиваль военной песни, участие в митинге, посвященном Дню Победы и др. В школе отработана система традиционных праздников и мероприятий: День Знаний, День Учителя, Осенний и Новогодний балы, Вечер встречи школьных друзей, День Защитника Отечества, Фестиваль детского творчества «Земетчинские звездочки», Последний звонок, Выпускной вечер, акции: «Нет – войне», «Я за здоровый образ жизни!» и другие.
Уровень заинтересованности учащихся в подобных мероприятиях высокий, что позволяет судить о достаточно хорошем уровне сформированности нравственных качеств и духовных качеств учащихся. Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу.
Классным руководителям необходимо провести диагностику уровня воспитанности, по итогам которой спланировать индивидуальную работу с учащимися.
Работа по воспитанию толерантности остается одной из приоритетных на 2013год.
В 2012году работали кружки:
- «Музыкальный калейдоскоп», «Веселый карандаш»,
- «Общая физическая подготовка»-.
Социальная работа по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений строится в соответствии с ФЗ п.2 ст. 14"120 – ФЗ, международные и региональные нормативные акты, направленные на защиту несовершеннолетних и профилактику их асоциального поведения.
В исполнении Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учителями была проведена операция «Всеобуч» по учету детей 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, и детей, не имеющих постоянного места жительства. Детей двух последних категорий выявлено не было.
Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задачи по формированию нравственных качеств у учащихся в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков в школе осуществлялась следующая деятельность:
- На начало учебного года классными руководителями проведена диагностика семей учащихся, собрана информация о составе семей учащихся. На основе этих данных откорректирован банк данных «Семья».
- оформление необходимых нормативных документов на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в КДН
Внутришкольный учет –4 чел.
ПДН – 1
Налажена связь с инспектором ПДН, ответственным секретарем ПДН. Инспектором ПДН в школе проводилась беседа с подростками по теме «Правонарушения и уголовная ответственность». Классными руководителями проводится работа в этом направлении с учащимися и их родителями - классные часы, индивидуальные беседы по профилактике правонарушений, употребления ПАВ.
Отслеживание занятости учащихся, состоящих на внутришкольном учете, в свободное время, в период каникул, привлечение их к занятиям в коллективах дополнительного образования, спортивных секциях.
Все учащиеся группы риска, «трудные» подростки заняты в кружках и секциях при школе, а также в БДЦ с. Матчерка.
Строго отслеживается посещение, пропуски учебных занятий.
В течение года были посещены все семьи «группы риска» и семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Все посещения отражены в журнале «Посещение неблагополучных семей»
В 2013 году больше внимания уделить правовому всеобучу, проводить психологические тренинги, администрации школы продолжить методическую учебу классных руководителей по работе с детьми, склонными к правонарушениям, и их родителями.
Развитие самоуправления
В 2012 году педагогический коллектив продолжал работу над вопросом организации самоуправления как на школьном уровне, так и в классных коллективах. Система школьного самоуправления. Она представлена государством «Милосердие», работа которой способствовала развитию творческой индивидуальности, активной жизненной позиции через организацию всех видов досуговой деятельности. В этом году наиболее активными и творческими были учащиеся 9кл. (Шачнева Л.С), которые вносили массу интересных идей и предложений по улучшению внеклассной работы учащихся и сами ответственно подходили к выполнению их реализации: это подготовка номеров художественной самодеятельности для всех концертов, активное участие в конкурсах различного уровня.
Наиболее значимыми были: в ноябре 2010 акция «Меняй апельсин на никотин», спортивный праздник, посвященный Дню космонавтики, и др.
В мае были подведены итоги конкурса «Лучший ученический класс», в котором принимали участие 5 - 9 классы. Победителями в номинации «Спортивный класс» стал ученический коллектив 9 класса.
Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной. Необходимо активизировать работу всех отделов, особенно - информационного через более тесное сотрудничество с местными СМИ, классными коллективами. Школьному ученическому самоуправлению совместно с классными самоуправлениями организовывать больше мероприятий по всем направлениям воспитательной работы.
Уровень воспитанности учащихся
Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива и отдельного ученика класса во внешне
поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива по соответствующим составляющим.
Оценка качества воспитательной работы в значительной мере зависела от результатов коллективной творческой деятельности и общения наших учеников, учета их запросов, отношения к обществу, саморегуляции поведения, согласованности между нравственными знаниями, убеждениями и поведением.
К достаточному уровню воспитанности можно отнести 4 класс (Богатырева З.И..). Можно отметить еще 5 класс (Шачнева Л.С.)
К среднему уровню воспитанности отнесены коллективы:
7 класс (Волкова В.Н..).
Среди учащихся 7-9 классов проведен мониторинг уровня воспитанности по таким направлениям как: любовь к Отечеству, политическая культура, правовая культура, интернационализм, бережливое отношение к общественному состоянию, успешность в учении и самообразовании, коммуникативность, тактичность, здоровый образ жизни и др., который показал, что:
- достаточно высокий уровень воспитанности в 7 классе ( Волкова В.Н.)
-средний уровень воспитанности отмечается в 9 классе (Пимкина А.В.) в этом классе наблюдается неустойчивое поведение, недостаточная самоорганизация. Эти данные получены в результате диагностической работы классных руководителей. Исходя из этих данных, классные руководители выбирали наиболее рациональные методы и формы работы с учащимися и родителями. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Главной целью классных руководителей является привлечение родителей к организации жизни и деятельности школы.
Работа МО классных руководителей
Ведущую роль в воспитательной работе школы отводится методическому объединению (МО) классных руководителей. При составлении плана работы МО классных руководителей 1-9 классов в соответствии с воспитательными целями и задачами школы на 2012 год, приоритетными были выбраны следующие направления:
- тема семьи;
- взаимоотношения сверстников;
- компьютер и здоровье.
В целях обмена опытом работы классных руководителей был составлен примерный график проведения открытых классных часов. Систематически на заседаниях проводилась работа с нормативно-правовыми документами, Приказами по школе, Приказом о выполнении функциональных обязанностей классных руководителей.
Исходя из воспитательных задач и общешкольного плана, на заседаниях МО были рассмотрены темы:
- Оформление документации классного руководителя. (выступления афанасовой Т.Я.)
- Адаптация учащихся 5 класса (выступление Шачневой Л.С.).)
- «Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка» (выступление Волковой В.Н.)
- «Воспитание толерантной личности» (выступление Пимкиной А.В.)
Классные руководители на протяжении всего учебного года проводили работу по привлечению детей в систему дополнительного образования, помогали найти кружок или секцию по интересам. По результатам анкетирования классными руководителями была составлена карта занятости учащихся в летний период, была доведена информация до родителей и учащихся о работающих площадках, детских лагерях отдыха.
Классные руководители при планировании классных часов уделяют большое внимание здоровьесберегающим технологиям, беседам о правильном питании, по наркогенной зависимости и технике безопасности, организуют встречи-беседы с инспектором ГИБДД.. При проведении классных часов и внеклассных мероприятий классные руководители приглашали принять участие в беседах членов администрации школы, родителей, специалистов из различных областей.
Савина В.И проводила мероприятия к праздникам 8 Марта, День защитника Отечества, День матери с приглашением родителей.
Богатырева З.И. провела День прав человека и Всемирный день прав ребенка с приглашением уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
Классные руководители проводят классные часы с использованием мультимедиа технологий, что значительно повышает интерес учащихся к излагаемой теме:
Согласно плану общешкольной работы все классные руководители провели в День защиты ребенка классные часы с показом видеофильма по ГО и ЧС.
Большую работу по реализации задачи о формировании в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга, по изучению правовой грамотности провела Шачнева Л.С., уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса. В 6 классе был проведен открытый классный час, посвященный правам ребенка. В 9-м классе ко Дню прав человека (10 декабря) было проведено школьное открытое мероприятие для классных руководителей 5-8 классов. Работу по изучению правовой грамотности Александра Васильевна организовывает с использованием ярких, интересных презентаций, для демонстрации отдельных прав ребенка использует сюжеты из мультфильмов, детские песни, иллюстрации к сказкам, все эти средства обучения помогают ребенку в наглядной занимательной форме более подробно узнать о своих правах, уметь находить ситуации, в которых происходит нарушение его прав.
Для реализации задачи о повышении эффективности работы по воспитанию патриотизма, гражданственности, стремления к здоровому образу жизни в 2012 году значительно увеличилось количество организованных классными руководителями экскурсий. . Такой вид внеклассной работы повышает у учащихся познавательный интерес, расширяет кругозор, развивает культуру общения и поведения в обществе, позволяет сплотиться классному коллективу.
В течение всего года продолжается работа по воспитанию у учащихся трудолюбия, ответственности за сохранность школьного имущества. Об этом говорят многочисленные субботники, проведенные как на территории школы, так и в закрепленных классах.
В 2012 году продолжалась работа по созданию методической копилки, которая содержит материалы для проведения родительских собраний, классных часов и бесед. Продолжена работа по созданию медиатеки по воспитательной работе, которая содержит мультимедиа материалы для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний.
В 2012 году классными руководителями была продолжена работа по повышению качества знаний учащихся, осуществлению нравственного, патриотического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни, по сплочению коллектива и воспитанию ответственности за общее дело. С этой целью классы приняли участие в конкурсе "Лучший ученический класс". Этот конкурс способствовал усилению мотивации к учению, сплочению коллектива, воспитанию чувства коллективизма и ответственности каждого за свои поступки. Следует отметить большую и качественную работу классных руководителей, участвующих в конкурсе.
В течение 2012 года учащиеся соревновались во всех мероприятиях, проводимых в школе и вне ее: в учебе, прилежании, спортивных соревнованиях, трудовых делах, творческих конкурсах и т.д.
С целью создания условий для самореализации личности каждого ученика проводились разнообразные развлекательные мероприятия. Все старшеклассники приняли участие в Осеннем бале, в подготовке и проведении Новогоднего праздника, Вечера школьных друзей. 1- 5 классы приняли участие в конкурсе рисунков "Моя мама лучшая на свете".
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2012 году можно считать решенными, цель достигнута.